Псой КОРОЛЕНКО

поэзия эпохи перестройки

 

1

 

диалог Игоря Шафаревича с Роем Медведевым в виде рок-н-ролла

РМ:

чтоб ошибок старых

вновь не повторить,

будем мы о Сталине писать и говорить,

будем мы доказывать, что Сталин - гад,

скоро приживётся этот взгляд,

и тогда народу,

и тогда народу,

наконец покажут полную свободу,

будет как при Ленине идти вперёд

весь родной народ,

весь родной народ,

oh yeah

oh yeah

 

 

ИШ:

зачем всё это надо,

к чему напрасный труд,

когда ответов правильных

народу не дадут?

Откуда взялся Сталин и какая сила

“гримасы культа личности” на свет породила,

шабидуба - уап пуба

шабидуба - уап пуба

 

 

РМ:

вот ты математик - теперь скажи,

зачем, зачем мы вышли на эти рубежи,

подъём экономики и творчество “масс”,

в процессе перестройки ожидают нас

своим умом техническим ты видишь ли

к каким горизонтам мы теперь пришли?

меня восстановили в КПСС,

повсюду демократия и мощный прогресс

ты слышишь - прогресс?

ты слышишь - прогресс?

oh yeah

(танцует)

 

 

ИШ:

что я математик, так это да,

но всё же технократия мне в общем чужда,

я верую в Бога, я христианин,

я вижу очень много со своих вершин,

я много философствовал за эти годы,

и полностью осмыслил категорию “свободы”,

и мне свобода личности дороже всего,

но! - только - в контексте идеала моего

шабидуба - уап пуба

шабидуба - уап пуба

(танцует)

 

РМ:

каков же идеал? каков же идеал?

скажи-скажи скорее, почему не сказал?

скажи, какое кредо у тебя, mon cher,

 

чего ты исповедуешь, живя в СССР?

 

 

ИШ:

каким-то странным тоном говоришь ты теперь,

в нём что-то доносительское есть, поверь.

я знаю, что все “левые” способны на донос,

но мы ещё должны с тобой решить вопрос:

своё тебе я кредо, конечно, открою,

как честному Медведеву, как праведному Рою,

но всё же мы должны с тобой сперва понять:

пришло ли время Сталина публично обвинять?

шабидуба - уап пуба

шабидуба - уап пуба

 

 

РМ:

а слушай, Шафаревич, чем недоволен ты,

какие сокровенные твои мечты?

Зачем ты против Сталина не хочешь вонять?

неужто ты могёшь его простить и понять?

oh yeah

oh yeah

 

 

ИШ: (бодро):

нет, нет, нет, и ещё раз нет!

Сталин был убийца, палач и людоед!

об этом написали немало слов

Бурлацкий и Заславская, Шатров и Рыбаков

(rallentando)

 

но только лишь один,

да, только лишь один

литературный критик Кожинов Вадим

попробовал коснуться в капитальном труде

того чего не трогал никогда никто нигде,

шабидуба - уап пуба...

шабидуба - уап пуба...

 

 

РМ:

ты знаешь, Шафаревич, читал я этот труд,

по мне уже “мурашки” от него бегут,

какой-то черносотенец, какой-то мракобес,

в ненужные мне дебри он зачем-то залез,

ему почему-то в башку пришло,

что сталинизм - международное зло,

которое бушует, типа не стихая,

от Хайфы до Москвы и от Мадрида до Шанхая -

oh yeah?! (иронически, с сомнением в голосе)

oh yeah?!

 

ему элементарные там вещи не видны:

ведь сталинское время - беда одной страны,

беда одной эпохи, уж которая прошла,

а мы разоблачаем эти тёмные дела.

читал ли, Шафаревич, ты Гроссмана роман,

в котором был развеян мифический туман?

там Сталин, бля, и Гитлер так ужасно похожи

писатель утверждает что они одно и тоже

oh yeah

oh yeah

 

 

ИШ:

не может человек с фамилией на “-ман”

развеять, как сказал ты, мифический туман,

не нюхал он России и не может понять он,

кого сегодня должен и клеймить и обвинять он -

одно лишь исключение с фамилией на “Ман-”,

то Осип был Эмильевич хороший пацан

но только те три буквы у него стояли,

не как у всех в конце, а почему-то в начале

а Гроссман утверждает, что Россия - раба,

поэтому мне похуй его “жизнь и судьба”,

шабидуба - уап пуба

шабидуба - уап пуба

 

 

РМ:

но как мне, Шафаревич, согласиться с тобою?

ты этим призываешь ведь к погрому и разбою,

ты этим призываешь ведь евреев бить,

а Партия нас учит все народы любить

oh yeah

oh yeah

oh yeah

 

 

ИШ:

Медведев, ты не понял, чего я говорю,

еврейские погромы я вовсе не творю,

евреев бить не надо, не надо убивать

зачем об эту нацию нам руки марать,

насилие противно христианской этике,

в которой я, поверь, сильней, чем в арифметике,

но просто я боюсь, брат, как бы они

не делали дурного оставаясь в тени

я им доверяю, как любому народу,

но вывести хочу я их на чистую воду:

в истории России, ты сказать мне позволь,

они сыграли очень нехорошую роль -

шабидуба - уап пуба

шабидуба - уап пуба

 

 

РМ:

да ты же истмата не знаешь, брат!

не нации, а классы историю вершат!

и прежде чем всю нацию сегодня обвинить,

рабочих и буржуев в ней ты должен различить

oh yeah

oh yeah

 

 

ИШ:

буржуи и рабочие тут не причём,

тебе я говорю совсем ведь о другом,

ведь я ж про русофобию и про социализм,

ты знаешь, как я, в общем, не люблю марксизм

шабидуба - уап пуба

шабидуба - уап пуба

 

 

РМ:

скажи, мне Шафаревич, почему это так,

вот ты социализму заклятый враг,

а он тебя любил, взлелеял и вскормил..

скажи мне, Шафаревич, почему ты ему мил?

oh yeah

oh yeah

 

 

ИШ:

скажу тебе, Медведев, а ведь ты не дурак,

я живу в России, и России я не враг.

Россия откликается на русский зов,

Её говорить не нужно слишком много новых слов,

Ведь мудрость у России есть давно, испокон,

и в опыте подвижников далёких времён,

и даже в современности, всегда есть ростки

святости, аскезы и <народной тоски?>

<..........................................................>

 

(диалог длится до бесконечности)

 

 

2

 

“Архипелаг ГУЛаг” читаю

Торчу над книгой в забытьи,

Уж скоро ночь, но не смыкаю

Глаза разверстыя свои.

 

 

Роскошный слог высокой пробы,

Скупая правда о стране,

Какой-то строй души особый,

Всё отражается во мне.

 

 

Подряд желаю всё читать я,

Поскольку всяк его мотив

Исполнен Высшего Понятья

И исторически правдив.

 

 

Я пропускаю только главы

Ещё не изданные здесь,

Но чу!... Внутри родной державы

Писатель будет издан весь,

 

 

Вернутся крупные ромАны

Туда, откуда рождены,

<.........................................

...........................................>

 

 

Свои расправив гордо плечи,

Восстанет в строй писателЕй

Подготовитель и предтеча

Необычайных наших дней.

 

 

Победоносно перед нами

Им распростертые крыла

Должны сиять и влечь, как знамя

Нас на великие дела.

 

 

При самом слове “**********”

Главу преклонит книголюб,

И край журнальныя страницы

Благословит лобзаньем губ.

 

 

3

 

Нашёл в журнале “Котлован” я,

Его прочёл за десять дней.

И ВЕЩЕСТВО СУЩЕСТВОВАНЬЯ

Теперь живёт во мне полней.

 

 

Я понял сны и переходы,

Недоисполненный язык,

И голос тайныя свободы

Я потихонечку постиг.

 

 

Мне правда вещая открыта,

И глубоко таятся в ней

Предметы жизненного быта,

Проблемы мысленных идей...

 

<.............................................

...............................................

...............................................

...............................................>

 

 

Спасибо Вам за всё, Писатель!

Я не забуду Вас вовек

Ни как поэт, ни как читатель,

Ни как мужик и человек.

 

 

4

 

Как же я счастлив, однако,

Что Горбачёв Михаил

Новый роман Пастернака

Мне наконец подарил!

 

 

Пусть он порой непонятен,

Пусть и читать его - в лом,

Всё же мне множество “пятен

Белых” откроется в нём!

 

 

5

 

Валентина ПикУля читаю -

До чего ж его проза легка!

За страницей страницу глотаю,

Наслаждаюсь игрой языка.

А Набокова, суку, читаю,

Всё равно, что бумагу жую.

И невнятную речь изрекаю:

“Не пойму, блядь, я прозу твою!”

 

 

Юлиана-Семёнова читка -

Просто цимэс (его я люблю).

А “Живаго” - не чтенье, а пытка,

Полистал, утомился и сплю.

И с поэзией так же плачевно.

Мне Асадов - в глубь сердца проник!

А Ахматова Анна Андревна -

Хуй-понятный и чуждый язык.

 

 

Поселяется в сердце тревога:

“Отчего же такой я мудак?

Я один такой или нас много?

Прав ли я, иль кругом всё не так?”

 

 

Но раздался тогда Голос Свыше:

“Не один ты. С тобой - Легион.

Мэжду строк ни хуя он не слышит.

Дивных звуков не чуйствует он.

Он остался в плену у “сюжета”,

Он “ху-до-же-ствен-но-сти” не зрит,

Но ему всё обломится это,

Потому что в Геенне сгорит”.

 

 

И, услышав такую угрозу,

Я подумал, весь страхом объят:

“Полистать бы хорошую прозу,

Почитать бы серьёзных стишат.

Ведь не зря же учился я в школе,

В институте английский учил.

Разве нет у меня силы воли?

Разве нет у меня скрытых сил?!

Может статься, пойму я случайно

Тот немыслимо-вольный полёт.

Иль какая-то высшая тайна

Со страниц на меня снизойдёт.

Я прочту Гумилёва, и прочих,

Закоснелость свою превзойду...”

 

 

Я прислушался к Вам, Авва-Отче!

Не гореть мне вовеки в Аду!

 

 

6

(ответ Нине Андреевой на её статью-письмо в редакцию газеты “Советская Россия” “НЕ МОГУ ПОСТУПИТЬСЯ ПРИНЦИПАМИ” от 13 марта 1988 года)

 

посвящается XIX партконференции

Прочёл статью - и нету мне покоя.

Поэт и гражданин во мне кипят.

Вы - химик, а схимичили такое,

Что сто свиней за месяц не съедят.

Писали Вы рукой крутой и бойкой,

Не выдаст, дескать Бог, Свинья не съест.

Назло всему, чем дышит перестройка,

Прямой Вы сочинили манефест.

 

 

Вам принципами жалко поступиться,

Вы отстоять хотите честь страны,

Но мыслите, как глупая тупица,

Не принципы, а догмы Вам нужны.

Вам пафос обновленья непонятен,

Вы не хотите строить “Новый Мир”,

Вам выгодно засилье “белых пятен”,

Вам на руку сокрытье “чёрных дыр”!

 

 

Но видит Бог, что мы уже не дети,

Мы граждане свободные уже,

И извращенья прошлых десьтилетий

Хотим учесть на новом рубеже.

Запомните наш Лозунг: “Больше Света!”

Ошибки не останутся в тени.

Не зря наш голос слышит вся планета

В лихие перестроечные дни.

 

 

Пусть слышит и поймёт, в чём суть да дело,

В чём корень зла, который столь простой:

Когда-то наше общество заела

Стагнация, по-нашему: застой.

Коррупция, землячество, и чванство,

Тупой бюрократизм седых чинуш,

А между тем в низах царило пьянство,

А косные верхи пороли чушь.

 

 

Теперь застой и костность мы изжили,

В народ пришли сознательность и честь.

Не то чтоб мы намного меньше пили,

Но безусловно то, что сдвиги есть.

Мы честные, порядочные люди.

Не бойтесь, нам не нужен “плюрализм”.

Пускай нам общим “памятником” будет

Построенных в боях Социализм!

 

 

В преддверьи Конференции партийной

Писали Вы (и не теряли нить),

Чтоб всех, кто Демократии противник

Вокруг своей статьи объединить.

Лишь одного не поняли Вы, дура:

Что косным ретроградам нынче крах,

Что Гласность, и Духовность, и Культура,

В надёжных и проверенных руках!

 

7

 

Зеленопольский район Ленинграда.

Весело птиццы поют.

Вдруг появились каких-то два гада,

Что-то волнуются, ждут.

 

 

Вскоре подходит к ним третий молодчик,

Что-то решают втроём...

Вижу я, эта компания хочет

Сделать еврейский погром.

 

 

Вот они вместе стоят у предела,

Искренним рвеньем горят.

Сжав кулаки, озираются смело

И о жидах говорят:

 

 

“Что-то нам плохо живётся, ребята.

Будем доколе так жить?

Это евреи во всём виноваты,

Надо евреев побить.

 

 

Вскоре подходит четвёртый погромщик.

Мрачный и хмурый мужик.

И говорят они громче и громче,

И переходят на крик:

 

 

“Водке - пиздец! Колбаса дорожает!

Сахера нету нигде!

Русский народ не обманешь, он знает,

Кто виноватый в беде!

 

 

Нами командуют, за носы водят,

Трогать себя не дадим!

Хуй ли евреи небитые ходят?!

Хуй ли, ребята, сидим?!”

 

 

Зеленопольский район колобродит,

Птиццы умолкли кругом.

Молча с топориком пятый подходит.

Скоро начнётся погром.

 

 

Пятеро встали единой когортой

И подкрепления ждут.

Новые двое и третий, четвёртый

Им на подмогу идут.

 

 

Их собирается много и много,

Около сотни всего.

Встали и смотрят сурово и строго,

Ревностно и делово.

 

 

Зеленопольский район вечереет.

Птиццы слетели с кустов.

Сотня стоит в ожиданье евреев.

Каждый к погрому готов.

 

 

Тут появляется малая группа

Неких носатых людей.

“Бгатья! - кричат они, - Это же глуппо -

Гэзать за то, што евгэй!

 

 

Ой же ты Б-же, рыбойнэ-шэл-ойлэм!

Г-тэню наш дорогой!

Как допускаешь ты цогэс такой нам -

Чтобы кгушил нас а-гой?!”

 

 

Но безразличен к еврейскому зову

Старый и добрый Господь.

Зеленопольцы к погрому готовы.

Их уж нельзя побороть.

 

 

Первые четверо машут руками,

Пятый трясёт топором.

Каждый хватает кто палку, кто камень -

И происходит погром.

 

8

 

Тимуру Кибирову

Который уж год,

Который уж год,

Не помню, который уж год,

Клевещут враги на советский народ,

На русский советский народ.

Бывает, что их проницательный глаз

Подметит дурное у нас,

И вот, начинают подстёбывать нас,

Всё время подъёбывать нас.

 

 

Побед и свершений не видят они,

Лишь видят ошибки одни.

Злорадствуют, суки, что нам нелегко,

Что нам ещё “плыть” далеко.

Что граждане наши от нас иногда

Стремятся уехать “туда”,

Что нет “трудовой дисциплины” пока

В колхозах, в НИИ, у станка,

 

 

Что парни и девушки, нас не спросив,

Ушли в “социальный пассив”,

Совсем не участвуют в жизни страны,

 

И приняли облик шпаны,

Что общество “Память”, хотя не в чести,

Грозит за собой повести,

По “дрючбе народов” удар нанести,

Кого-то побить и спасти...

 

 

Мы с вами, товарищи, тоже порой,

Под их клеветнический вой,

Бываем страной недовольны родной,

Великой советской страной.

Порой не фильтруем, и верим подряд

Всему, что про нас говорят,

А “Голос Америки” и “Би-би-си”

За это нам скажут “мэрси”.

 

 

В отдельной квартирке какой-нибудь тип

К приёмнику нынче прилип.

Он сядет, “короткие волны” найдёт,

Антенну подымет - и ждёт,

Когда ж наконец Солженицын солжёт,

Что нет у нас “прав” и “свобод”,

Что будто бы чем-то навроде “тюрьмы

Народов” являемся мы...

 

 

Всё это они говорят неспроста,

Зияет у них нагота.

Их логика нам и ясна, и проста.

Знакома нам логика та.

Они нас хотят расшатать, растоптать,

Направить Историю вспять.

Но мы не позволим себя обстебать,

Себя не дадим объебать.

 

 

Нам есть чем ответить на их суету,

На злостную их клевету.

Пускай они помнят, что мы на посту,

Мы видим врагов за версту.

Пусть знают, что люди Советской страны

Политике мирной верны,

Что боремся мы против новой войны

И этой борьбою сильны.

 

 

Пусть помнят: по-прежнему в силе у нас

Расчёт на сознательность Масс,

На честный, Рабочий, трудящийся Класс,

Проверенный временем Класс.

Рабочему Классу - бессмысленно лгать,

Рабочего - не обмануть.

Врагам не удастся ему навязать

Неверный, неленинский путь.

 

 

И если отправиться кто-то дерзнёт

На нашу державу в поход,

За Классом Рабочим сплочённый народ

Уверенно двинет вперёд.

Мечтательный хипи, отчаянный панк

Шагнут в самолёт или в танк,

И общество “Память” в едином строю

Прославит отчизну свою...

 

 

Мы все переплавимся в общей судьбе,

В решительной схватке, в борьбе,

И барство, и блядство исчезнут в борьбе,

Лишь братство оставим себе.

Воспрянут, как прежде размах и краса,

Покажет народ чудеса.

И будут нам похую все голоса,

Продажные их “Голоса”!

 

 

Так пусть же юродствуют наши враги,

Глазами не видя ни зги,

Трещат, и клевещут, и пудрют мозги,

Ведь нам не запудришь мозги!

Позиций своих мы вовек не сдадим,

И мы не звездим, не пиздим.

Я знаю, товарищи, мы победим,

Я верю, что мы победим!

 

9

 

Да здравствует наша великая Партия,

Дающая миру немеркнущий свет!

Да здравствует наша Советская Армия,

Источница славных великих побед!

 

 

Да здравствуют наши бессмертные Павшие,

Герои Войны и Герои Труда!

Да здравствуют рано из жизни ушедшие

И те, кто останется жить навсегда!

 

 

Да здравствует наша политика Гласности,

Безъядерный мир без ракет и войны!

Да здравствует Лидер, исполненный гибкости,

Зовущий Народ к перестройке Страны.

 

 

Мы выбьем его на граните и мраморе,

Мы в пламенном сердце взлелеем его,

Мы вышьем его на сафьяне и бархате,

Всеобщей поддержкой согреем его!

 

 

И в прошлое канет наследие Сталина,

Лежавшее бременем тяжким на нас.

И душные годы правления Брежнева

Уйдут безвозвратно навеки от нас!

 

 

Да здравствуют люди советские русские,

Идущие гордо и смело вперёд!

Да здравствуют наши республики братские

И весь наш родной знаменитый народ!

 

 

Я звонкими песнями славить готов его,

А скажет: “спляши!” - и спляшу, а то нет!

Ведь я ж его детище, я плоть и кровь его,

Великий, могучий советский поэт.

 

 

10

 

В.П. Астафьеву

“... Дитём я был, услышал по радио песню и с утра до вечера всё повторял её красивые слова: “Средь шумного бала, случайно, в тревоге морской суеты...” Мирской - было что-то непонятное, и я пел - морской. Иду из школы по снежным игаркским убродам, и пою себе под нос. А впереди женщина замедлила шаги, обернулась: “Мальчик, ты неправильно поёшь”... А песня более во мне не возникала. И вот, ныне мне хочется сказать той женщине и всем: “Дети... всегда поют правильно. Это вы... разучились их правильно слушать”.

(В. Астафьев. “Сюжеты и судьбы”)

 

 

... И видится мне, как в далёкие годы,

Задумчиво глядя вперёд,

Из школы по снежным игаркским убродам

Астафьев мальчишкой бредёт.

 

 

Ещё не записана первая “затесь”*,

 

Пустуют романов листы...

Идёт и поёт он, от вьюги не пятясь:

“В тре-во-ге мОр-ской су-е-ты...”

 

 

Прохожая женщина - высокомерно

(а мальчика тронула дрожь):

- Мирской, не “морской”! Ты ошибся, наверно!

Неправильно, мальчик поёшь!

 

 

И было ребёнку тогда непонятно:

Что спутал он в песне простой?

А песня уже не вернулась обратно

К нему, из-за женщины той.

 

 

Нескоро, нескоро он смог ей ответить

Сквозь мглу прокатившихся лет:

- На свете поют всегда правильно дети,

У них букв неправильных - нет.

 

 

Они у зануд снисхождения не просят,

Их песни поются легко,

Как нежная ария Каварадосси,

Как “где ты моя Сулико?”

 

 

И так же, как дети, светло и свободно

От снобских и жлобских “свобод” -

По майским степям и по снежным убродам

Поёт свои песни Народ.

 

 

А враг неусыпный, живой и поныне,

Надменный и мудрый на вид**,

 

Вменить не ребёнку уже, а мужчине

Неверную букву спешит.

 

 

Поэты и дети, не слушайте тёток,

В премудрости ихней несть Бог!

Суровый “Аким” подкупающе кроток

В толпе разъярившихся “Гог”***...

 

 

Писатель, молчи, отвечать им не надо.

Они не поймут ни аза.

Уста их от века исполнены яда

И хитро блистают глаза.

 

 

Пускай за тебя им ответит деревня,

Десятки измученных рек

И зрячий твой посох, могучий и древний,

И Мотя - святой человек.

 

 

Пуская им ответит родная берёза,

И вечная речка Виви,

И вся непростая серьёзная проза,

Которая учит Любви.

 

 

Пуская за тебя вся Россия ответит

Толпе хитромудрых клеврет:

- На свете поют всегда правильно дети,

У них букв неправильных - нет!

 

 

* “Затеси” - название одного из сборников маленьких эссе В. Астафьева.

** вариант: “Надменный и мудрый аид...”

*** Здесь и далее - персонажи и образы из произведений В. Астафьева.

 

 

1989-1990


RECYCLING\/PROJECT

PSOY