КОНСПЕКТЫ ‘88


 

Алла ЛАТЫНИНА. РЕЛИКТОВЫЙ ОРГАН”

 

 

“Наш современник”. Марк Любомудров. Обвиняет в русофобии, т.к. говорит о “национал-радикализме” (Татьяна Глушкова). Определённо выступила против экстремизма Т. Глушковой (Не оставляет предела свободе).

 

Любомудров: “прищуренный взгляд русофоба”. Бен. Сарнов: “Изменится репутация”.

 

Удручает деление на правых и левых.

 

Этого быть не может, т.к. общество недемократично. Наши “левые” выступают за расшатывание системы, а правые за сохранение системы. Здесь рынок свободный стал требованием левых (а был правых). Свобода печати. Но т.к.

 

Коминтерн был против частной собственности, свободы печати и демократии и рынка, то я против этого Коминтерна, а Сарнов недоволен этим. Это реакционная идеология, а Сарнов говори, что она хорошая.

 

Это оттого, что у Сарнова (как и у Любомудрова) есть национальная альтернатива. Для меня же нет разницы между большевизмом и нацизмом (ср. их искусства). Гитлер и Сталин были одинаковы.

 

<Реплика из зала: - Спорт, спорт, у обоих политика спорта. >

 

По тоталитарности мышления они были похожи. Но к Б.М. Сарнову лично я хорошо отношусь. Статья Ципко. Скептически отношусь к шестидесятничеству как феномену времени. Шестидесятничество - догматическая идеология.На это они визжат, как сказал мой приятель, до поросячьего визга. Но сделали ведь это они - и Гроссм., и Солж., и Войн. Хотя ведь такие люди, как Войнович, это же самое шестидесятничество отрицают.

 

Литература о сталинизме: не раскрывают глаза на самом деле. Сталинисты не исчезли. “Сталинисты трезво смотрят на вещи” - это их вера, их не разубедишь. Но дело не в поколении.

 

Классические 60ники (Лакшин, Буртин, я их уважаю), начав с критики ст-ма, выработали “антисталинизм”.

 

Но ведь социализм был осуществлен! Нет разницы между Троцким и Сталиным. Оба верили в марксизм. Но поэтому народ отдал свою свободу?

“Призрак бродит по Европе”.

Они уверены, что можно построить социализм. Но ведь можно вернуться к рус. концепции социал-демократической мысли.

 

 

(Ср. у Солж. Телёнок”) - Твардовский о “Вехах” знал только, что это “энциклопедия либеральных ренегатов”. С. - надо прочесть. Лакшина - мне сейчас не надо.

А ведь из Вех ясно, ЧТО означает уничтожение свободы. Это интеллигентская реакция на революционный пафос интеллигенции, они поняли, что революция не лучший способ прогресса. Многие поняли, что революция не = прогресс, она может, как Октябрь (!), отбросить страну назад.

 

 

Вся концепция - отношение к Октрябрю. “Мы” - это иллюстрация Троцкизма. Все антиутописты - раскаявшиеся троцкисты.

Для Сарнова антипати к Коминтерну - неприязнь к личностям. Он хочет столкнуть в национальную . А я не учитываю национальность, а те и другие да.

 

 

И “НС”, и “Огонёк” не умеет прочесть проблематику. Я: “демократия” не то же самое что и “свобода”. Они: “русский vs еврей”. Но ведь это было в схватке фашизма с культурой! Нотабене

Вся власть Учредительному Собранию! Медведева я уважаю. Он вёл себя хорошо, высоко и достойно. Как он говорит о Кронштадте? “Выхода не было, т.к. иначе Советы стали бы многопартийными, и большевики не удержали бы власть”. Значит, важнее всё-таки, удержат ли большевики власть?!

 

 

У Урнова странная логика. Ещё нету этой прозы. Есть шанс. Почему же андерграунд плохой? Пусть надо посмотреть, какой он будет.

Я против превентивного заключения, против смертной казни. То же у нас со свободой слова.

 

 

О “Памяти” поняла только высоколобая интеллигенция западной ориентации (нотабене). Но запретить “Память” нельзя, т.к. у них нет газеты. Если бы была свобода печати, надо так: появляется антисемитская статья, и тогда уже наказываем.

Надо посадить этого, с майкой “Куришь, пьёшь вино и пиво - ты пособник Тель-Авива”, за оскорбление евреев. Но это если б была демократия.

А то Овруцкий “Свобода для несвободной мысли” говорит: “Нельзя несвободной мысли давать свободу”. Вроде якобинцев. “Убивая противников свободы, лишать их свободы”.

 

 

А Гласность - это не свобода, а политика. Хотела ругать Нину Андрееву, а сказали: “Нельзя, Лигачёв запрещает”. А когда её признали ошибочной, я сказала: “Признали ошибочной? Это очень плохо”. И большая статья в Правде, написанная ужасным языком.

 

 

Они говорят, что сторонники демократии - противники перестройки.

“Молодая гвардия” - реликтовый орган национал-большевизма. Но как же “Дружба народов”. Понимают ли те, что, шельмуя Рыбакова, они “вредят перестройке?”

 

 

У них там Католицизм. То есть есть чистилище, есть парламент, а у нас всё от Православия - Рай, Ад, и всё.

Понимать, что Толст. великий мыслитель, не значит собираться в т.коммуны. Понимать, что Солж., не значит - брать метлу и “жить не по лжи”.

Наши сторонники (Дубчек) боятся Солженицына.

Дора Штурман говорит, что Солж. - центрист. Он не националист, а центрист и вовсе не монархист.

Но нравственный прокол Шатрова, что бьёт Солж. за “Ленина” (это личное дело).

“Ленин в Цюрихе” - убедительный портрет. Надо Шатрову сперва дождаться Солж., а уж потом ругать.

Литература нормально не будет развиваться без Солженицына. Все вышло из “Матрёниного двора” (деревенщики и всё это), из “Ивана Денисовича” (и лагерники). “Письмо вождям”, помните (отдать идеологию китайцам).

 

 

“Век XX и мир”. Павловский. У нас в голове гражданская война попала в генотип.

Свобода это свобода, и необходимостью ей не бывать (Шестов, в разговоре).

 

 

Я люблю Новый Мир (зря Виноградов против снобизма).

Аверинцев, Селюнин и т.д. Это не то, что “Знамя”, которое Лациса публикует.

Я за христианско-демократическую линию, так же как “Новый мир” авторы.

В парламент вошли бы социал-демократы, христианские демократы. Диапазон до умеренного консерватизма с либеральной окраской.

 

 

Есть два вида национализма. Коммунистический патриотизм (1949 г. -

“Молодая гвардия”), это уродливое преломление патриотизма. Это современный фашизм, для которого история начинается с 1917 года. Он не имеет ничего общего с тем национализмом, который кончает историю на 1917 годе. Для “Молодой гвардии” Запад - источник свободных веяний и его надо запретить, то для “Нашего Современника” Запад - это тот ещё.

Блок “Молодой гвардии” и “Нашего современника” - на ненависти к Западу.

Во втором номере “Наш современник” уже против рынка.

Совсем как

 

 

Термин Шаф& Солж. преследовал цель отделить русофобию от антикоммунизма. Я не употребляю термин “русофобия”.

Солж. “Наши плюралисты”.

Всё же я люблю Огонёк. Жёлтая пресса лучше красной.

Из Огонька и “Нашего современника” я выбираю всё-таки Огонёк. Но он, не раздражая, смешит.

 

Социальной базой демократии является только интеллигенция. XX век не подтвердил исключительной революционности пролетариата (гениальность Маркса), а пролетариат очень буржуазен.

В наших условиях социальная база это драматический, трагический вопрос. Нет социальной базы для.

В русском народе пока нет традиции свободомыслия, уважения к правам человека. Справедливость знают, а свободу нет.

Ненависть к кооперативам. Лучше будем нищими, но одинаковыми. Этим б-ки воспользовались (“Все разделим поровну”).

 

 

Базу создавать через экономику.

Священное право частной собственности.

Свобода слова - это, чтоб я экономически смогла издавать свою газету. А свержение строя можно запретить.

 

 

Может победить “Демократический Союз” (т.к. есть республики!), но скорее всего победит Лигачёв и Медведев.

 

<Реплика из зала: - “Огонёк” запретят.>

 

Библиотеки не закрывали, но сажали за передачу рукописей.

 

<Реплика из зала: - “Один деэсник предсказывает, что в 1991 году будет военный переворот пиночетовского типа, а ещё позже - ещё один переворот.>

А Дурново Николаю II предлагал смягчить политику, предсказал Первую Мировую войну, и большевики (у него - левые эсдеки). Средний царский чиновник.

 

Ник. Ал. Бердяев (в 1907 г.): если придут большевики, то скорее всего дело кончится неслыханным террором. Смотри-ка: сам издаёт Вехи, но сам же уверен, что победят большевики!!! Это же - пиздец!!! Экзистенциалистский пиздец!!!

 

Но я не верю в переворот хунты, но вот Лигачёв может заменить Горбачёва, и будет ещё один застой, это может быть. И вся перестройка будет фальсифицирована.

 

Надо успеть выговориться.

 

Я не поклонник церковности, мне близок Бердяев, но не близок Булгаков и Флоренский. Я не поклонник Церкви. Пусть будут диалоги Церкви к интеллигенции. А пока - отец Марк во “Взгляде”. Ещё к тому же деятели Церкви не имеют живой религиозной мысли в недогматических формах, Церковь не может дать богатства. На “Выборе” - печать дилетантизма. Нужно их печатать, дать экономическую поддержку. Поддержали бы “Выбор”, расцвела бы мысль.

Новые люди бы пришли. А Владыка Питирим носит рекламный характер.

 

Не может быть христианско-мусульманского журнала.

 

Приходите в Храм на Неждановой. В воскресенье на службу спросить Михаила Яросл. В пятницу прийти к вечерней, там будет Питирим.

 

Во вторник встреча с Огородниковым. Лекция англичанина о нац. кризисе XX века. В пятницу или 7/III


RECYCLING\/PROJECT

PSOY